Рекомендации по профилактике нарушения осанки плоскостопия остеопороза

Профилактика и коррекция нарушения осанки и плоскостопия у

детей дошкольного возраста.

( рекомендации для родителей)

Родители должны знать, что профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста необходима всем малышам. Большинство мам и пап ошибочно полагают, что если врач не сказал им о данной патологии, значит, их ребенка она не коснется. Но, к сожалению, доктор способен определить недуг только у 5-летнего ребенка, когда стопа сформируется. И в этом случае потребуется серьезное лечение.

Но если постоянно проводится профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста, то даже у крох, склонных к патологии, формируются правильные стопы.

Заподозрить развитие недуга родители могут по следующим признакам: быстрая утомляемость при ходьбе; отеки в области стоп; ноющая боль в ногах; увеличенная широкая стопа; быстрый износ внутренних сторон каблуков и подошв; нарушение осанки; косолапость. При такой симптоматике обязательно следует показать ребенка ортопеду.

К сожалению, очень часто наблюдается у ребятишек плоскостопие. Его причины и профилактика у детей, в большей мере, зависят от родителей. Ведь довольно часто развивается недуг в результате неправильно подобранной обуви. Нередко источником проблемы становится гиподинамия.

Чтобы защитить кроху от развития плоскостопия, следует ознакомиться с основными факторами, приводящими к деформации:

1. Ношение некачественной обуви (без супинатора, мягкой, с полностью плоской подошвой).

3. Ведение малоподвижного образа жизни. Дети в наше время все больше увлекаются компьютером или планшетом, вместо того, чтобы участвовать в различных играх на улице.

4. Большие нагрузки на ноги ребенка. Они могут возникнуть, например, при ожирении.

5.Рахит. Развитие плоскостопия связано с хрупкостью костей, характерных для этого заболевания.

6.Различные травмы стопы, в основном переломы.

7. Паралич мышц. Патология развивается после полиомиелита.

Ежедневные занятия лечебной физкультурой, которые укрепляют мышцы ног. В ходе упражнений используют также специальный массажный коврик , неровности которого помогают укрепить подошвы стоп. Ношение ортопедической обуви . Она должна иметь жесткий высокий задник и ряд застежек, с помощью которых нога плотно фиксируется. Изготавливают такую обувь только из натуральных материалов. Обязательно делают небольшой каблучок и вставляют стельки с супинаторами. Ортопедические ботинки продаются в специализированных торговых точках либо изготавливаются на заказ по направлению ортопеда . Массаж . По назначению врача делают курсами по 10-15 сеансов. Физиотерапевтические процедуры назначают 2 раза в год. Чаще всего это электрофорез и электромиостимуляция.

Для правильного формирования стоп необходимо выполнять специальные упражнения. Гимнастика позволяет корректировать даже наметившуюся деформацию. Именно на ней основана профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста. Сама гимнастика несложна. Родители легко смогут выполнять ее самостоятельно. А если разнообразить ее играми, то настоящий восторг вызовет такая профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Упражнения в положении сидя:

1. Медленно сгибают и разгибают пальцы ног.

2. Поглаживание. Проводят большим пальцем ноги по голени другой конечности. Ведите снизу вверх. Потом проделать то же движение другой ногой. Выполняется упражнение несколько раз.

3.Подошвой и внутренней частью стопы одной ноги проводить по голени другой. Выполняется также несколько раз.

4. Ноги поставить на пол, под прямым углом. Удерживая пятки, поднимать носки стопы. Соединить подошвы ног. Держать в такой позиции, в течение нескольких минут. Развести пятки в стороны. Носочки держать вместе. 5.Катать подошвами мячик. Брать пальцами ног мелкие предметы. Затем перекладывать их.

Ходить, перекатываясь с пятки на носок. Стараться ступать на всю стопу. При ходьбе, поджимать и вытягивать пальцы ног. Выбирайте неровные поверхности. Именно по ним необходимо ходить. Это может быть галька, трава. Очень полезен массажный коврик .

Упражнения в положении стоя:

Перекатываться с пяток на носки. Затем на внутреннюю и наружную части стопы. Приседать, без отрыва пяток от пола. Стоять попеременно на внешней и внутренней стороне стопы. Кроме того, не забывайте, что малышам очень быстро надоедает выполнять гимнастику. Поэтому приведенный комплекс упражнений для профилактики плоскостопия у детей необходимо разнообразить элементами игр.

Также рекомендованы прогулки, занятия бегом, подвижные мероприятия, которые заставляют работать все ножные мышцы.

Для поддержания нормального развития стоп ребенка необходимы физические нагрузки и правильный рацион . Как происходит профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в домашних условиях? Существует множество прекрасных методов. Массажные коврики Их можно изготовить самостоятельно или приобрести в специализированных магазинах. Массажные коврики выпускают с разнообразной поверхностью. Делают их из натуральных материалов. Использовать такие коврики рекомендуют с того момента, когда ребенок начинает делать первые шаги. Это достаточно эффективная профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста Вполне достаточно, чтобы малыш походил по поверхности массажного коврика в течение 5 минут в день. Массаж стоп Очень эффективный метод профилактики плоскостопия. Лучше, если эту процедуру будет выполнять профессиональный массажист. Но если родители хотят сами проводить данное мероприятие, то им следует ознакомиться с методикой проведения: Перед началом процедуры следует разогреть организм гимнастикой или принять контрастный душ. Начинать массаж сверху. Размять бедра, затем икры и ахиллово сухожилие. Промассировать внутреннюю и внешнюю стороны стопы. Перейти к обработке подошвы. Продолжительность массажа – около четверти часа.

Занятия физкультурой в ДОУ

В образовательных учреждениях придают большое внимание профилактике плоскостопия. В детских садах и школах практикуются на занятиях физкультурой различные варианты ходьбы. Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в ДОУ чаще всего носит характер игры. Специально разработанный комплекс упражнений, сопровождается чтением стишков. Это нравится малышам и привносит в занятие элементы игры. Профилактика плоскостопия Детей упражнения привлекают лишь в том случае, если они выполняются в игровой форме. Именно поэтому в детских садах чаще всего используется гимнастика, по типу следующего комплекса:

«Качели» Ребенок сидит на гимнастической скамейке, вытянув ноги и опираясь пятками на пол. При слове «вверх» тянет носки ног на себя. Затем опускает при слове «Вниз» к полу. Сопровождается четверостишием: Ах, качели, ах, качели, Прямо к небу подлетели, Вверх-вниз, вверх- вниз, Только крепко ты держись!

«Хлопки» Ребенок сидит на скамейке. Носки ног нужно развести в стороны. Потом соединить, выполняя своеобразные хлопки. Мы хлопали-хлопали в ладошки, А теперь работают наши ножки!

«Балет» Ребенок, сидя, упирается руками на скамейку. Ноги вытянуты. Подтягивает конечности, опираясь на пальцы. Затем возвращается в исходное положение, направляя носки на себя. Ножки пляшут, как в балете, Это пляшут наши дети, Стали ножки выставлять, И на пальчиках стоять. «Барабанщик» Поджать пальцы ног и, сидя на гимнастической скамейке, отбивать ритм стишка пальцами: Есть у Миши барабан, Загремел, как ураган. Но его когда дарили, То потише попросили. Но зачем тогда он есть, Если им нельзя греметь?

«Паучок» Ребенок переступает по обручу или палке, приставным шагом. При этом он обхватывает гимнастический снаряд пальцами ног. Паучок ползет по дорожке, Быстро он переставляет ножки.

«Веселый ежик» Ребенок стоит, держа руки на поясе. Он катает мячик от носка к пятке, меняя ноги. Ежик бежит по дорожке, А мы массируем ножки! «Художник» Ребенок стоит, держа руки на поясе. Он рисует ножками на полу фигуры – круги, квадраты. Будут дети рисовать, Сегодня только ножками! Станут ножки выполнять Замысел художника!

«Улитка» Ребенок, стоя, поднимает пальцы ног. Подгибает их и упирается в пол. Начинает двигаться вперед. Нам покажут наши ножки, Как топает улитка по дорожке!

«Пяточки» Встать на пятки, подняв носочки. Затем опуститься на стопу. Хватит нежиться в кроватке, Нужно разминать нам пятки!

«Маляр» Ребенок лежит на спине и водит одной стопой по другой. Красить дом уже пора, Мы позвали маляра! Но не с кисточкой, ведром, Мастер к нам пришел в наш дом! Элемент игры в этих упражнениях делает их простыми для выполнения. Ребенок запоминает стишки и может потом по настроению выполнять их сам, даже вне физкультурных занятий.

Занятия со специальным оборудованием

Следует заметить, что воспитателями предусматривается профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Ведь такие недуги очень часто встречаются в последнее время у ребят. К тому же деформация стоп приводит к смещению центра тяжести. В результате нередко развивается нарушение осанки. Для выполнения такой зарядки понадобится специальное оборудование. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста подразумевает использование дорожек: Зебра. Делают ее из плотной ткани с кармашками, в которые кладут разные наполнители. Это могут быть камешки, горох, маленькие шишки

. Цветочная поляна . На кусок плотной ткани пришивают разные предметы – бусины, пуговицы, косточки от счет, пластиковые цветы.

Извилистая дорожка . Берут полосу плотной ткани и нашивают на нее, в виде змейки, веревку с завязанными узлами.

Полоса препятствий . Поролон разрезать на квадраты и обшить тканью. На квадратах фиксируют предметы, которые могут стимулировать стопы (карандаши, крышки от пластиковых бутылок, веревочки, пуговицы). Поролоновые квадраты соединяют друг с другом.

Что должны помнить родители Для снижения опасности развития патологии, профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей должна начинаться с первых шагов малыша. Помогают следующие методы : Когда ребенок только начинает вставать, держась за опору, необходимо, чтобы он делал это в обуви. Последняя должна быть изготовлена из натуральных материалов и плотно фиксировать стопу, за счет жесткого задника. Использование рекомендованной обуви предотвращает неправильную постановку стоп. Нельзя допускать, чтобы ребенок донашивал ботинки за старшими детьми. Ведь они стаптываются, и могут изменить расположение стопы. Закаливание помогает организму всегда быть в тонусе. Соответственно, активизируется мышечная деятельность. А хорошая работа таких тканей защищает от развития плоскостопия. Прием контрастных ванночек для стоп. Берут две емкости. Наливают в одну — воду температурой в 40 градусов, в другую — в 33. Ножки попеременно опускают в тазики с водой, в течение 10 минут. Следует учитывать, что эту процедуру можно проводить только тогда, когда ребенок здоров. Применение морской соли в ванночках для ног, и при купании. Если есть возможность вывезти ребенка к морю, обязательно нужно это сделать. Соль оказывает тонизирующее действие на мышцы и сосуды. Морская вода, за счет своей плотности, способна заменить массаж.

Прогулки босиком позволяют стопам получать стимулирующее воздействие. Ходить лучше по неровным поверхностям. Летом это трава, галька, песок. Зимой для продолжения профилактики можно рассыпать на полу мелкие предметы, такие как горох, плоские пуговицы, фасоль. Предложите крохе походить по ним. Такие рекомендации защитят малыша от серьезной патологии.

Как выявить нарушение осанки, определить его вид, причины, и выбрать лечение

Многие годы безуспешно боретесь с БОЛЯМИ в СУСТАВАХ?

Глава Института: «Вы будете поражены, насколько просто можно вылечить суставы принимая каждый день средство за 147 рублей.

Осанка представляет собой такое положение тела, при котором обеспечивается правильное распределение нагрузки на опорно-двигательную систему.

Умение держать правильную осанку оценивается по правильности расположения линий и изгибов спины, их симметрии и выразительности проявления. Кроме того, осанка ассоциируется в обществе с умением человека правильно подать себя, ученые в свою очередь доказали связь между осанкой и чувством уверенности человека в себе.

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Артрейд. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

В норме шейный и поясничный отделы должны быть несколько изогнуты в сторону передней части тела. В то же время тазовый и грудной отделы должны немного уходить в заднюю часть тела.

Для правильной осанки характерна одинаковая длина ног, расположение ягодиц на одном уровне, симметричное расположение таких парных частей тела, как плечи, соски, лопатки. Отсутствует боковой изгиб позвоночника, все изгибы находятся в физиологически допустимом диапазоне отклонений от прямой линии.

При правильной осанке очертания позвоночника представляют прямую линию, выполнение скоординированных задач разной степени сложности не представляет проблемы.

Как обычно все начинается

Начальные стадии нарушения осанки в области спины носят название сколиотической, для которой характерно выпирание ребер со стороны спины при наклоне вперед.

На этой стадии еще нет отклонений формы позвоночника, которые обязательно появятся в случае бездействия, но уже наблюдаются искривления в области грудной клетки и ребер.

Этот симптом является первым звоночком для начала терапии нарушений, при своевременном проведении которого, можно обеспечить исправление осанки.

К подобным симптомам также относятся проявления плоскостопия. Такие дефекты развиваются на фоне частого воспроизведения ребенком неправильного положения тела, что вызывает деформации в не физиологически изгибаемых участках.

В большей степени этому подвержены нижние конечности вместе со стопами, органы таза, позвоночника, грудной клетки.

Что провоцирует проблемы со спиной?

Среди наиболее часто встречающихся причин, которые вызывают нарушения осанки, как среди взрослых, так и у детей:

  • неудобная одежда, которая провоцирует ребенка подстраиваться под размеры или фасон, что влияет на приобретение сутулости;
  • работа при плохом освещении вынуждает выбирать наиболее удобную для работы позу, которая при частом воспроизведении, например в условиях школы или при выполнении домашних занятий может привести к устойчивым изменениям в позвоночнике;
  • наличие механических повреждений позвоночника или его частей;
  • недостаточное развитие мышц спины приводит к тому, что даже незначительные ежедневные нагрузки могут стать причиной возникновения патологий;
  • нарушения в работе слуховой и зрительной систем, постоянное стремление компенсировать плохую работу органов расположением тела в направлении источника информации или шума;
  • патологические нарушения в области позвоночника врожденного характера, такие как болезни соединительной ткани и рахит;
  • малоподвижный образ жизни, снижение активности детей и подростков, индивидуализация досуга, предпочтение компьютерных игр дворовым командным;
  • ослабленная иммунная система, вызванная совокупным действием множества вредных факторов: питание, экология;
  • нарушение режима сна и отдыха, в результате чего организм не способен обеспечивать мышечную активность на необходимом уровне, что способствует развитию патологий.

Характерные признаки нарушения

К характерным признакам нарушений и искривлений в области позвоночника, при наличии которых необходимо обратиться к терапевту для проведения осмотра и лечения:

  • наличие разницы в длине ног;
  • усеченный вид треугольника в области талии с одной стороны;
  • первые признаки появления горба;
  • голова, расположенная набок;
  • наличие разности в высоте плеч;
  • жалобы на боль в области спины, грудной клетки;
  • болезненные симптомы в ногах и стопах при ходьбе;
  • проявление асимметрии отдельных парных органов;
  • проявление сутулости при сидении за столом;
  • высокая подверженность инфекционным заболеваниям;
  • любой тип искривления позвоночника.

Специалисты выделяют в развитии заболевания ряд ступеней, такое деление помогает классифицировать отклонения от нормы у конкретного человека и назначить адекватное лечение.

Например, сколиоз развивается при изменении угла искривления позвоночника от 10% при первой степени болезни до более чем 50% на четвертом этапе заболевания.

Классификация возможных отклонений от нормы

Различают следующие виды нарушения осанки, каждое из которых имеет свои признаки и проявления:

  1. Сколиотическая осанка, как начальная форма сколиоза.
  2. Сколиоз представляет устойчивое искривление линии позвоночника в направлении боковой линии. Признаки сколиоза могут выражаться как непосредственным нарушением правильности линии позвоночного изгиба, так и наличием одного или нескольких описанных выше признаков. В зависимости от степени искривления позвоночника, врач диагностирует наличие болезни и определяет ее стадию. При наличии отклонений от нормы в 10% диагностируется наличие сколиоза.
  3. Реберный горб представляет собой одно из следствий развития сколиоза, образуется в результате поворота на некоторый угол связанных между собой элементов грудного отела. Такая же деформация может произойти в поясничном отделе, при этом наличие отклонения можно диагностировать по характерной выпуклости мышц, проявляющейся при прогибе вперед.
  4. Кифотическая осанка, как начальная форма кифоза.
  5. Кифосколиоз представляет собой комплекс нарушений, состоящий из сколиоза и нарушения, состоящего в выраженном искривлении позвоночной линии в сторону спины. Риск приобретения такой осанки особенно относится к людям высокого роста, стремящимся выглядеть ниже.
  6. Другим проявлением кифоза является отклонение от правильной формы грудного отдела, визуально это создает впечатление сутулости или горба. Осанка подобного типа возникает при сильной деформации грудной области позвоночника. Внешние признаки таких нарушений состоят в выпячивании плеч вперед и наклоне вниз, наклоне головы вниз. Перечисленные признаки усиливают визуальный эффект округлости спины, при этом анатомическое смещение грудных мышц приводит к рассогласованию взаимодействия межреберных мышц, ограничению подвижности ребер, что затрудняет выполнение дыхательных функций.
  7. Лордоз характеризуется наличием и увеличением размеров изгиба позвоночного столба в области поясничного отдела. Внешнее проявление лордоза состоит в изменении осанки и привод к приобретению следующих признаков: сдвинутых в переднюю часть плеч, расхождение ног в районе коленных суставов, выдвинутая вперед голова, выпирающий живот при практически плоской грудной клетке. Развитие заболевания приводит к ограничению подвижности вследствие чрезмерной нагрузки, оказываемой на позвоночник совокупным действием всех отклонений.
  8. Плоскостопие представляет собой нарушение осанки, состоящее в приобретении стопой более плоской формы. Проблема возникает на фоне нарушения функций амортизации при ходьбе, выполняемых сводом стопы. В результате большей площади опоры, у человека смещается назад центр тяжести из-за чего он пытаясь достичь равновесия и наклоняется вперед.
  9. Кругловогнутая спина, характеризуется смещением центра тяжести, увеличении изгибов всех участков позвоночника, что влияет на нарушение работы коленных суставов.
  10. Плоская спина представляет собой отклонение от нормы, состоящее в уменьшении анатомических изгибов позвоночника, стремление к прямой линии. Диагностируется при росте ребенка в том случае, когда суставные кости развиваются с большей скоростью, чем нарастает мышечная масса. Результатами могут быть возможные повреждения головного и спинного мозга, снижение амортизационной роли столба позвоночника.
  11. Сутулость представляет собой нарушение осанки спины, которое происходит на фоне усталости мышц спины, когда больной как бы инстинктивно пытается перенести часть нагрузки со спины в переднюю часть тела. Чаще всего этот вид нарушения образуется при ускоренном росте костей. Первыми симптомами развития нарушения является ощущение тяжести в области спины, в дальнейшем оно может дополняться болевыми синдромами. Внешне определить развитие сутулости можно по направленным вперед плечам в результате его возникает эффект круглой спины, колени чаще всего находятся в наполовину согнутом положении, уменьшенный объем грудной клетки.

В зоне риска наши дети!

Осанка формируется в период от 8 до 23 лет, в это время ребенок под присмотром взрослых должен учиться выбирать наиболее сбалансированное положение для обеспечения правильной нагрузки на позвоночник. В это же время формируются навыки ощущения себя в пространстве, происходит формирование двигательных связей устойчивого характера, происходит налаживание стереотипных связей между мышцами.

Нарушение осанки связано в первую очередь с отклонением от нормальной формы позвоночника и, как правило, патологические изменения формируются в младенчестве, а также у детей дошкольного и школьного возраста.

В целом, формирование осанки продолжается до 25-30 лет, однако нельзя сказать, что после этого она не претерпевает изменений. На ухудшение осанки, влияют подростковые комплексы, связанные с ростом отдельных частей тела.

Если при этом не происходит корректирование походки и манеры держать себя, нарушения проявляются в виде сутулости, долговязости, эффекте поникшей головы и впавших плеч.

Диагностические критерии — советы родителям

Заботливые родители могут практиковать периодические осмотры осанки своего ребенка самостоятельно, выявляя нарушения и исправляя их изменением условий работы и досуга ребенка, систематическими замечаниями.

Эта операция проводится визуальным осмотром со стороны спины симметрии стоп, коленей, плеч, оценкой правильного положения головы.

Спереди нужно осмотреть грудную клетку на предмет симметрии, а в боковом положении необходимо оценить правильность изгиба позвоночника. Складка между ягодиц и линия позвоночного столба должны находиться на одной прямой.

Коррекция и профилактика дефектов

Комплексное исправление дефектов осанки подразумевает совместное использование нескольких методов лечения:

  1. Применение того или иного комплекса ЛФК при нарушении осанки рекомендуется исключительно на основании рекомендаций врача по выбранной им программе. При выполнении упражнений необходимо исключить размашистые движения с широкой амплитудой во избежание травматизма связок и мышц, при выполнении упражнений необходимо следить за пульсом. Применение лечебной гимнастики и программы физических нагрузок обладает доказанной эффективностью на этапе формирования и роста позвоночного столба. На остальных ступенях используется в качестве дополнительной меры к другим воздействиям.
  2. Проведение мануальной терапии и терапевтических сеансов массажа назначается при большинстве видов нарушений осанки. Используется для возвращения мышцам активности, приведения их в тонус, который соответствует полноценному режиму работы. Практикуется назначение курса лечения, включающего в зависимости от заболевания от 10 до 20 сеансов.
  3. Использование ортопедических конструкций в виде обуви или корсетов отличается высокой эффективностью, поскольку воздействует в мягком режиме в течение длительного времени, постепенно корректируя нарушение, возвращая пораженный участок к нормальному состоянию.
  4. Хирургические и оперативные воздействия используются в качестве крайних мер на тяжелых стадиях болезни, в случаях, когда остальные методы не показали достаточной эффективности или при необходимости экстренного исправления отклонений.
  5. Среди широко используемых методов для лечения применяется множество физиотерапевтических операций, среди которых лечение при помощи воздействия магнитов, лазера и т.д.
  6. Медикаментозное лечение применяется в комплексном лечении для снятия болевых симптомов при критических состояниях пациента, для улучшения кровообращения, пополнения организма полезными укрепляющими веществами.

Особенности и цели ЛФК

Среди решаемых при проведении ЛФК задач:

  • улучшение доступа крови к поврежденным областям;
  • развитие подвижности поврежденных участков;
  • превентивные меры по предотвращению нарушений, связанных с кровоснабжением мозга путем проведения гимнастики для шейного отдела;
  • возвращение поясничного отдела к выполнению им амортизационных функций, поскольку длительное нахождение в напряженном состоянии, без коррекции может спровоцировать защемление нерва и появление ощутимого болевого ощущения в этой области;
  • сочетание проведения ЛФК с занятиями спортом, гимнастикой и массажем позволяют стабилизировать позвоночный столб, исправить нарушения в нем, предотвратить проявления болезни при возможных поражениях внутренних органов, способно эффективное исправление сколиотических дефектов;
  • проведение физических нагрузок дозированного объема улучшает снабжение скелетных мышц и межпозвонковых дисков необходимыми минеральными и органическими веществами;
  • нормализация координации между мышцами и нервами при одновременном уменьшении проявлений боли.

Детский комплекс

ЛФК при выявлении нарушений осанки является одной из наиболее эффективных мер, состоящей в проведении комплекса упражнений для коррекции позвоночника у детей. Проведение лечения предусматривает упражнения для увеличения подвижности суставов, направленных на усиление мышечного тонуса.

Специалист обучает ребенка правильному выполнению назначенных врачом упражнений, что подразумевает самостоятельное выполнение корректирующих воздействий ребенком по прошествии некоторого времени. Лечебно-физкультурные мероприятия нужно проводить несколько раз в день, перед началом каждого из них необходимо проведение разминки для разогрева мышц.

Комплекс ЛФК, который подойдет для детей с нарушением осанки:

С целью снижения вероятности нарушений рекомендуется использование ряда превентивных мер, среди которых:

  • работа со спинными мышцами, их развитие и усиление;
  • организация удобного рабочего места;
  • подвижный образ жизни, исключающий долговременное нахождение в фиксированном положении;
  • использование ортопедической обуви и матрацев для сна.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно- речевому направлению развития детей №45 «Машенька»

Визитная карточка

ОСАНКА И ЕЕ НАРУШЕНИЯ

Под осанкой следует понимать привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. В более широком понимании осанка — это и положение тела в различных статических позах, и особенности работы мышц при ходьбе и при выполнении различных движений. Но определить, какая у человека осанка, во время танца, работы и просто ходьбы слишком сложно, поэтому при оценке осанки и диагностике ее нарушений используют характеристики позы стоя.

Осанка зависит в первую очередь от формы позвоночника. У новорожденного позвоночник имеет форму равномерной дуги. Формирование первого изгиба — шейного лордоза — начинается вскоре после рождения ребенка под воздействием работы мытищ, когда малыш поднимает голову. Второй изгиб — грудной кифоз — начинает формироваться, когда ребенок садится и ползает на четвереньках. Позже, когда ребенок начинает стоять и ходить, процесс формирования осанки дополняется увеличением угла наклона таза и формированием третьего изгиба — поясничного лордоза (чем больше таз наклонен вперед, тем сильнее выражен поясничный лордоз) — и, начиная с трех-четырех лет, образованием арочной формы костей стопы. В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка у детей еще неустойчива, с возрастом она продолжает формироваться и приобретает индивидуальные особенности.

Эти особенности определяются множеством факторов: ростом, весом, пропорциями туловища и конечностей, наличием врожденных нарушений опорно-двигательного аппарата, особенностями обмена веществ. На осанку негативно влияют и неполноценное питание, и общее неудовлетворительное состояние здоровья, и загрязнение окружающей среды, и хронические и острые заболевания, и даже индивидуальные особенности характера и смена настроения. Но больше всего вредят позвоночнику ребенка плохое физическое развитие и невнимательное отношение родителей к формированию правильной осанки. Нарушения осанки сами по себе не являются болезнью, но они создают условия для заболеваний не только позвоночника, но и внутренних органов. Плохая осанка — это или проявление болезни, или состояние предболезни. Главная опасность нарушений осанки состоит в том, что при этом ничего не болит до тех пор, пока не начнутся дегенеративные изменения в межпозвонковых дисках, т. е. остеохондроз.

Плохая осанка снижает запас прочности организма: сердце бьется в тесной грудной клетке, впалая грудь и повернутые вперед плечи не дают расправиться легким, а выпяченный живот нарушает нормальное положение органов брюшной полости. Уменьшение физиологических изгибов позвоночника (плоская спина), особенно в сочетании с плоскостопием, приводит к снижению амортизационной способности, а значит, и к постоянным микротравмам головного мозга и повышенной утомляемости, головным болям, нарушениям памяти и внимания.

Чаще всего плохая осанка сочетается с плохим развитием мышц и сниженным общим тонусом организма. Привычка горбиться может спровоцировать начало сколиоза или юношеского кифоза, особенно при наличии нарушений обмена веществ в соединительной ткани, или обменные нарушения могут вначале вызвать дегенерацию межпозвонковых дисков и тел позвонков, а вызванные этим нарушения осанки легко принимают необратимый характер.

При правильной осанке все части тела расположены симметрично относительно позвоночника, нет поворотов таза и позвонков в горизонтальной плоскости и изгибов позвоночника или косого расположения таза — во фронтальной, остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины. Проекция центра тяжести тела при хорошей осанке находится в пределах площади опоры, образованной стопами, примерно на линии, соединяющей передние края лодыжек.

Пропорции тела с возрастом меняются: относительный размер головы уменьшается, конечностей — увеличивается и т. д. Поэтому устойчивое вертикальное положение тела в различные возрастные периоды достигается благодаря разному взаиморасположению частей тела и разным усилиям мышц, поддерживающих туловище. Правильная осанка у дошкольника, школьника, а также у юноши и девушки в период полового созревания имеет отличия.

Нормальная осанка дошкольника. Грудная клетка симметрична, плечи не выступают кпереди, лопатки слегка выступают назад, живот выдается вперед, ноги выпрямлены, намечается поясничный лордоз. Остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины. Нормальная осанка школьника. Плечи расположены горизонтально, лопатки прижаты к спине (не выступают). Физиологические изгибы позвоночника выражены умеренно. Выпячивание живота уменьшается, но передняя поверхность брюшной стенки расположена кпереди от грудной клетки. Правая и левая половины туловища при осмотре спереди и сзади симметричны.

Нормальная осанка юноши и девушки. Остистые отростки расположены по средней линии, ноги выпрямлены, надплечья опущены и находятся на одном уровне. Лопатки прижаты к спине. Грудная клетка симметрична, молочные железы у девушек и соски у юношей симметричны и находятся на одном уровне. Треугольники талии (просветы между руками и туловищем) хорошо заметны и симметричны. Живот плоский, втянут по отношению к грудной клетке. Физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, у девушек подчеркнут поясничный лордоз, у юношей — грудной кифоз.

При функциональных нарушениях осанки мышцы туловища ослаблены, поэтому принять правильную осанку ребенок может лишь ненадолго. У здоровых, гармонично развитых людей юношеская осанка сохраняется до глубокой старости.

. Простейший тест на правильность осанки в сагиттальной плоскости — встать спиной к стене без плинтуса. Затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки должны касаться стены, расстояние между стеной и телом в районе шейного и поясничного лордозов — примерно 2—3 пальца.

Распространенность и причины возникновения нарушений осанки у детей.

Нарушение осанки является весьма распространенной патологией. Им страдают по данным разных авторов от 60 до 70% детей. Эти величины вызывают особую озабоченность с учетом неблагоприятного влияния нарушенной осанки на работу всех органов и систем растущего организма.

Выделим внутренние и внешние причины формирования неправильной осанки. Внутренние причины — это дефекты формы и длины конечностей; не полностью исправленные кривошеи, дефекты зрения и слуха, хронические заболевания внутренних органов, болезни обмена веществ: рахит, различные паратрофии. Наиболее частой из внутренних причин является неврологическая патология. Для формирования нарушения осанки достаточно минимального изменения тонуса мышц. Распространенность неврологической патологии среди новорожденных составляет 60%. Далеко не все дети излечиваются полностью. Причиной формирования нарушенной осанки может послужить и травма опорно-двигательного аппарата.

Под внешними причинами мы понимаем организацию жизни ребенка, предусматривающую неоптимальную нагрузку на органы опоры и движения, центральную нервную систему. Прежде всего отметим режим дня, допускающий гиподинамию; стрессирующие методы воспитания или обучения; мебель, не соответствующую росту и нагрузкам ребенка.

Виды нарушений осанки

Дефекты осанки условно можно разделить следующим образом: нарушения осанки во фронтальной, сагиттальной плоскости и обеих плоскостях одновременно. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей. Сохранение патологической осанки возможно благодаря определенному состоянию связок, фасций и мышц.

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости

Нарушение осанки в сагиттальной плоскости может быть связано как с увеличением одного или нескольких физиологических изгибов, так и с уменьшением их.

Нарушения осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника

Сутулость — нарушение осанки в основе которого лежит увеличение грудного кифоза с одновременным уменьшением поясничного лордоза. Шейный лордоз, как правило, укорочен и углублен вследствие того, что грудной кифоз распространяется до уровня 4-5 шейных позвонков. Надплечья приподняты. Плечевые суставы приведены. Сутулость часто сочетается с крыловидными лопатками 1 и 2 степени, когда нижние углы или внутренние края лопаток отстают от грудной стенки.

У сутулых детей укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы, разгибатели шеи на уровне шейного лордоза. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.

Круглая спина (тотальный кифоз) — нарушение осанки, связанное со значительным увеличением грудного кифоза и отсутствием поясничного лордоза. Шейный отдел позвоночника частично, а у дошкольников бывает и полностью кифозирован. Для компенсации отклонения проекции общего центра масс кзади дети стоят и ходят на слегка согнутых ногах. Угол наклона таза уменьшен и это тоже способствует сгибательной установке бедра относительно средней линии тела. Голова наклонена вперед, надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, грудь западает, руки свисают чуть впереди туловища. Круглая спина часто сочетается с крыловидными лопатками 2 степени.

У детей с круглой спиной укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы. Длина разгибателя туловища, нижних, и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.

Кругловогнутая спина — нарушение осанки состоящее в увеличении всех физиологических изгибов позвоночника. Угол наклона таза увеличен. Ноги слегка согнуты или в положении легкого переразгибания в коленных суставах. Передняя брюшная стенка перерастянута, живот выступает, либо даже свисает. Надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, голова бывает выдвинута вперед от средней линии тела. Кругло-вогнутая спина часто сочетается с крыловидными лопатками 1-2 степени. У детей с таким нарушением осанки укорочены верхние фиксаторы лопаток, разгибатели шеи, большая и малая грудные мышцы, разгибатель туловища в поясничном отделе и подвздошно-поясничная мышца. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных увеличена.

Нарушения осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника

Плоская спина — нарушение осанки, характеризующееся уменьшением всех физиологических изгибов позвоночника, в первую очередь — поясничного лордоза и уменьшением угла наклона таза. Вследствие уменьшения грудного кифоза грудная клетка смещена вперед. Нижняя часть живота выстоит. Лопатки часто крыловидны. Это нарушение осанки наиболее резко снижает рессорную функцию позвоночника, что отрицательно сказывается на состоянии центральной нервной системы при беге, прыжках и других резких перемещениях, вызывая ее сотрясение и микротравматизацию.

У детей с плоской спиной ослаблены как мышцы спины, так и мышцы груди, живота. Есть точка зрения, что такие дети наиболее предрасположены к боковым искривлениям позвоночника .

Плосковогнутая спина — нарушение осанки, состоящее в уменьшении грудного кифоза при нормальном или увеличенном поясничном лордозе. Шейный лордоз часто тоже уплощен. Угол наклона таза увеличен. Таз смещен кзади. Ноги могут быть слегка согнуты или переразогнуты в коленных суставах. Часто сочетается с крыловидными лопатками 1 степени.

У детей с таким нарушением осанки напряжены и укорочены разгибатели туловища в поясничном и грудном отделах, подвздошно-поясничные мышцы. Наиболее значительно ослаблены мышцы брюшного пресса и ягодиц.

Нарушение осанки во фронтальной плоскости

Нарушение осанки во фронтальной плоскости заключается в появлении изгиба позвоночника во фронтальной плоскости и называется сколиотическая или асимметричная осанка. Она характеризуется асимметрией между правой и левой половинами туловища, проявляющейся в разной высоте надплечий, различном положении лопаток как по высоте, так и по отношению к позвоночнику, к грудной стенке. Глубина и высота треугольников талии у таких детей тоже различна. Мышцы на одной половине туловища чуть более рельефны, чем на другой. Линия остистых отростков формирует дугу, обращенную вершиной вправо или влево. При потягивании теменем вверх, подъеме рук, наклоне вперед и выполнении прочих приемов самокоррекции линия остистых отростков во фронтальной плоскости выпрямляется.

Сутулость возникает при слабом развитии мышечной системы, в первую очередь мышц спины. При этом голова и шея наклонены вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены кпереди, живот несколько выпячен. При кифотической осанке все вышеперечисленные симптомы особенно заметны, так как, кроме слабого развития мышц, наблюдаются изменения в связочном аппарате позвоночника: связки растянуты, менее эластичны, отчего естественный изгиб позвоночника в грудной области заметно увеличивается. При лордотической осанке сильно выражена изогнутость позвоночника в поясничном отделе вперед, шейный изгиб уменьшен, живот чрезмерно выдается. Сколиозы сопровождаются асимметричным положением плеч, лопаток и таза.

Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов:

· затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта;

· уменьшается жизненная емкость легких; снижается обмен веществ;

· появляются головные боли, повышенная утомляемость; снижается аппетит, ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр.

Профилактика нарушений осанки.

Появившиеся в детском возрасте отклонения в осанке могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Нарушению осанки способствует длительное вынужденное сидение на одном месте, особенно если стул и стол не соответствуют росту и пропорциям тела ребенка. Поэтому следует регулярно проводить с детьми физические упражнения, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, укрепляющие их здоровье и опорно-двигательный аппарат. Нельзя допускать, чтобы дети лежали или спали в очень мягкой или прогибающейся под тяжестью их тела кровати, и притом все­гда на одном и том же боку. Нельзя до 3 месяцев жизни держать ребенка в вертикальном положении, до 6 месяцев сажать, до 9 —10 месяцев надолго ставить на ножки. При обучении ходьбе не следует водить ребенка за ручку, так как при этом положение его тела становится несколько асимметричным; полезно пользоваться специальными приспособлениями.

Не следует разрешать детям подолгу стоять с опорой на одну ногу, например при катании на самокатах. Надо следить за тем, чтобы маленькие дети не стояли и не сидели на корточках продолжительное время на одном месте, не ходили на большие расстояния (дозировка прогулок и экскурсий), не переносили тяжестей. Это особенно касается слабых, болезненных детей, а также детей с признаками рахита. Чтобы малыши, играя в песок, не просиживали подолгу на корточках, песочные ящики делают со скамейками и столиками.

Во время занятий и приема пищи надо следить за правильной посадкой детей. Требовать от ребенка правильной посадки можно тогда, когда мебель соответствует его росту и пропорциям тела. Чтобы ребенок сидел удобно и прочно, глубина сиденья стула должна равняться 2/3 бедра, а ширина должна превышать ширину таза на 10 см. Высота сиденья стула над полом должна быть равной длине голени вместе со стопой (измерять следует до подколенной впадины, прибавляя 2 см на высоту каблука). При слишком высоком сиденье ноги не достают пола и положение тела становится менее устойчивым. При низком сиденье ребенок либо отводит ноги в сторону, что нарушает правильность посадки и искажает позу, либо подбирает их под сиденье, что может вызвать чувство онемения в ногах, поскольку крупные вены, проходящие в подколенной впадине, сильно сдавливаются.

Высота стола над сиденьем, или дифференция, должна позволять ребенку свободно, без поднимания или опускания плеч, класть предплечья на крышку стола. При слишком большой дифференции ребенок, работая за столом, поднимает плечи, особенно правое, при слишком малой—он сгибается, сутулится.

Чтобы ребенок мог опираться спиной о спинку стула, дистанция спинки (расстояние между спинкой и краем стола, обращенным к сидящему) должна на 3—5 см превышать передне-задний диаметр грудной клетки. При этом расстояние между отвесными линиями, опущенными от переднего края стула и от заднего края стола, или дистанция сиденья, становится «отрицательной», а именно край стула на 2—4 см заходит под край стола. При нулевой дистанции сиденья, когда край стула и край стола находятся на одной отвесной линии, а также при положительной дистанции сиденья, когда стул несколько отодвинут от края стола, опираться на спинку стула при выполнении какой-либо работы за столом невозможно.

По медицинской статистике к двум годам у 24% детей наблюдается плоскостопие, к четырем годам — у 32%, к шести годам — у 40%, а к двенадцати годам каждому второму подростку ставят диагноз плоскостопие.

Плоскостопие — это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия — все это приводит к неправильному развитию стопы. Деформация стоп бывает двух видов: поперечная и продольная. При поперечном плоскостопии происходит уплощение поперечного свода стопы. При продольном плоскостопии наблюдается уплощение продольного свода, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. В редких случаях возможно сочетание обоих форм плоскостопия.

При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний свод служит рессорой, обеспечивающей эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу.

При плоскостопии нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего появляются боли, а иногда и судороги в ногах. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; походка их напряженная, неуклюжая.

Развитию плоскостопия способствует заболевание рахитом, общая слабость и пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка. У детей, преждевременно (до 10—12 месяцев) начинающих много стоять и передвигаться на ножках, развивается плоскостопие. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблучка.

При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обычно быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука. К концу дня дети часто жалуются, что обувь им тесна, хотя с утра она была им впору. Происходит это оттого, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается, а следовательно, удлиняется.

В соответствии с причинами, из-за которых происходит уплощение стопы, плоскостопие делится на пять основных видов. У большинства встречается так называемое статическое плоскостопие.

Часто статическое плоскостопие вызывают и длительные нагрузки, связанные с профессиональной деятельностью человека: «весь день на ногах».

Для статического плоскостопия характерны следующие болевые участки:

· на подошве, в центре свода стопы и у внутреннего края пятки;

· на тыле стопы, в ее центральной части, между ладьевидной и таранной костями;

· под внутренней и наружной лодыжками;

· между головками предплюсневых костей;

· в мышцах голени из-за их перегрузки;

· в коленном и тазобедренном суставах;

· в бедре из-за перенапряжения мышц;

· в пояснице на почве компенсаторно-усиленного лордоза (прогиба).

Боли усиливаются к вечеру, ослабевают после отдыха, иногда у лодыжки появляется отечность.

Другой вид этой болезни — травматическое плоскостопие.

Как и следует из названия, этот недуг возникает в результате травмы, чаще всего переломов лодыжек, пяточной кости, костей предплюсны и плюсны. Пятка в сочетании с ладьевидной и кубовидной костями, а также трубчатыми плюсневыми косточками напоминает арочный свод, выложенный искусным каменщиком. А теперь представьте, что на этот свод обрушилась бомба. Стоит ли говорить, как трудно потом восстановить первоначальную тонкую, кропотливую работу Создателя.

Следующий вид — врожденное плоскостопие. Его не следует путать с «узенькой пяткой» аристократических леди, характерной для статического плоскостопия. Причина врожденного плоскостопия иная.

У ребенка до того, как он твердо встал на ноги, то есть лет до 3-4, стопа в силу незавершенности формирования не то чтобы слабая, а просто плоская, как дощечка. Трудно оценить, насколько функциональны ее своды. Поэтому малыша надо постоянно наблюдать и, если положение не меняется, заказать ему корригирующие стельки.

Редко (в 2-3 случаях из ста) бывает так, что причиной плоскостопия является аномалия внутриутробного развития ребенка. Как правило, у таких детей находят и другие нарушения строения скелета. Лечение подобного вида плоскостопия надо начинать как можно раньше. В сложных случаях прибегают к хирургическому вмешательству.

Рахитическое плоскостопие — не врожденное, а приобретенное, образуется в результате неправильного развития скелета, вызванного дефицитом витамина D в организме и как следствие недостаточным усвоением кальция — этого «цемента» для костей. От статического плоскостопия рахитическое отличается тем, что его можно предупредить, проводя профилактику рахита (солнце, свежий воздух, гимнастика, рыбий жир).

Паралитическая плоская стопа — результат паралича мышц нижних конечностей и чаще всего последствие вялых (или периферических) параличей мышц стопы и голени, вызванных полиомиелитом или иной нейроинфекцией.

Часто человек не догадывается, что у него плоскостопие. Бывает, вначале, уже при ярко выраженной болезни, он не испытывает болей, а только жалуется на чувство утомления в ногах, проблемы при выборе обуви. Но позже боли при ходьбе становятся все ощутимее, они отдают в бедра и поясницу; икроножные мышцы напряжены, появляются натоптыши (участки омозоления кожи), костно-рубцовые разрастания у основания большого пальца, деформация других пальцев стопы.

Диагностика плоскостопия проходит на визуальном плантоскопе.

Визуальная экспресс-оценка степени продольного уплощения стопы при плантоскопии: Установка пациента. Стопы параллельны друг другу, на ширине

5-10 см друг от друга (на ширине «клинической базы») и выставлены таким образом, чтобы точки А и А’ лежали на одной прямой.

Точки А и А’ – наиболее выступающие точки внутреннего (медиального) края отпечатка пятки и плюсневого отдела стопы.

Точка Р – середина расстояния АА’.

Линия PQ – перпендикуляр к линии АА’.

Точки Qи P’ соответствуют наружному и внутреннему краю зоны анемии опорной части среднего отдела стопы.

Оценка степени уплощения делается по расположению границ зоны анемии в среднем отделе стопы по отношению к третям перпендикуляра PQ.

У новорожденного своды стопы отсутствуют (так же, как и физиологические изгибы позвоночного столба). Начало формирования сводов стопы связано с началом прямохождения. У взрослого человека ширина опорной части продольного свода в норме составляет приблизительно ? от ширины всей стопы в средней её части.

Нормальное расположение зоны анемии в зависимости от возраста пациента:

Дети до 3-4 лет – граница зоны анемии расположена в середине внутренней трети перпендикуляра PQ (физиологическое плоскостопие, если оно не сопровождается вальгусным отклонением пяточного отдела стопы более 7 %.

Дети 5-7 лет – граница зоны анемии расположена на границе внутренней и средней третей перпендикуляра PQ.

Дети 8-18 лет – граница зоны анемии расположена в середине средней трети перпендикуляра PQ.

Взрослые – граница зоны анемии расположена в середине средней трети перпендикуляра либо на границе средней и наружной трети перпендикуляра PQ.

Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног и стоп, ежедневные прохладные ножные ванны, хождение босиком. Особенно рекомендуется хождение босиком летом по рыхлой, неровной поверхности, так как при этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы. Для детей с нарушенной осанкой и плоскостопием в занятия по физической культуре и утреннюю гимнастику вводят специальные корригирующие упражнения.

Проведение занятий по развитию движений. С первых месяцев жизни для развития двигательной активности игрушки подвешивают над кроваткой и раскладывают на полу манежа. Стремясь дотянуться до них, дети быстрее овладевают новыми движениями. Очень важно, чтобы одежда не стесняла движений ребенка. Дети, которые постоянно лежат в кроватях, особенно плотно завернутые, становятся вялыми, апатичными, мышцы их делаются дряблыми, развитие движений запаздывает.

Занятия по развитию движений проводятся с детьми до года индивидуально, ежедневно по 5—8 минут, а с детьми от 1 до 3 лет — не только индивидуально, но и группами по 4—5 человек: продолжительность занятий постепенно увеличивается до 18— 20 минут. Для детей 3 лет и старше проводятся специальные гимнастические упражнения, подвижные игры, утренняя гимнастика.

Нагрузка в подвижных играх и физических упражнениях должна строго дозироваться. Не рекомендуются упражнения с длительным напряжением мышц, что связано с задержкой или напряжением дыхания. Общая продолжительность занятий для детей 3—5 лет — 20 минут, для детей 6—7 лет — 25 минут.

Для большего эмоционального подъема, выработки чувства ритма и темпа физические упражнения проводят под музыку. Гимнастические стенки, заборчики для лазания, горки, стойки для прыжков, а также мячи, обручи, флажки и прочее оборудование позволяет быстрее усвоить нужные движения, делает занятия по гимнастике более увлекательными и менее утомительными.

В теплое время года занятия по развитию движений проводят на участке. Одежда во время занятий должна быть легкой, не стесняющей движений. Во время прогулок в зимнее время дети катаются на санках, лыжах, коньках; в летнее время — на велосипедах. На участке дети выполняют определенные виды труда: сажают цветы и овощи, рыхлят землю, поливают и пропалывают грядки, перевозят и переносят песок, землю, снег и проч. Все это хорошо способствует развитию мышц и двигательных навыков, но при условии, если инвентарь, которым дети пользуются (лопаты, грабли, тачки и проч.), соответствует росту, пропорциям тела и силам ребенка. Так, например, в велосипеде расстояние от сиденья до опущенной педали должно быть равно длине голени со стопой. В среднем для детей 3—5 лет оно равно 25, для детей 6—7 лет— 30 см. При этом наиболее удобно расстояние по вертикали от руля до сиденья для детей 3—5 лет — 18, а 6—8 лет — 20 см.

Детские коньки для лучшей их устойчивости должны быть небольшой высоты и иметь широкие лезвия. Ботинки для катания на коньках должны быть низкими, на тонкой подошве, без каблука, с твердым задником и шнуровкой от самого носка. Такие ботинки обеспечивают хорошую устойчивость стопы и предупреждают ее вывихи. Шнуруются ботинки у пальцев свободно, а на подъеме туго.

Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного аппарата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки. Большая активность мышц влечет за собой усиление сердечной деятельности, иными словами, тренировку сердца — органа, от работы которого зависит обеспечение всего организма питательными веществами и обмен газов.

Вот почему в настоящее время придается такое большое значение правильной организации физического воспитания детей всех возрастов.

Источники: http://infourok.ru/rekomendacii-dlya-roditeley-na-temuprofilaktika-ploskostopiya-i-narusheniya-osanki-u-doshkolnikov-1810630.html, http://mommysecret.ru/narodnyie-sredstva/rekomendatsii-po-profilaktike-narusheniya-osanki-ploskostopiya-osteoporoza/, http://edu.tatar.ru/n_chelny/page92695.htm/page501415.htm

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *